Балаклава: «Атака легкой кавалерии», сэр Уинстон Черчилль и золото королевы Виктории

Сапун-гора – Крепость Чембало – Военно-морской центр – Военно-исторический плац-театр

Прогулку по Балаклаве можно начать с посещения... Сапун-горы. Не удивляйтесь – этот холм в 6 км от Севастополя находится в самом начале Балаклавской долины. Уточните схему проезда и отправляйтесь в путь.

Бои за Сапун-гору во время Великой Отечественной войны хорошо известны. Если хотите узнать больше – просто посетите музей-диораму, а пока нас интересуют более ранние события. Если, не доходя до здания диорамы, вы свернете на боковую дорожку, то скоро увидите панораму долины Балаклавского сражения.


Вид с сапун-горы

В самом начале Крымской кампании англичане выбрали Балаклавскую бухту на роль своей главной базы. Их хозяйское поведение не давало покоя русскому командованию, и англичан решили потревожить. Отряд в 15 тысяч штыков и нанес неожиданный удар в направлении городка. Хотя силы союзников, прикрывавшие балаклавский лагерь, не превышали двух тысяч человек, англичане оказали наступающим мощное сопротивление. Интересно, что ими командовал... георгиевский кавалер! Высокую российскую награду английский генерал Кэмпбелл получил еще в молодости, за отвагу в битве при Ватерлоо.

Хотя цель русских не была достигнута, именно под Балаклавой «наши» были ближе всего к победе. Запад знает это сражение по двум эпизодам – «атаке легкой кавалерии» и «тонкой красной линии».


В самом конце сражения английские конники неправильно поняли приказ командующего лорда Фицроя Раглана и бросились прямо на русские пушки. В самоубийственной атаке полегло больше британских аристократов, чем во всех остальных сражениях Крымской кампании. Через тридцать лет после Крымской войны прах перенесли на мемориальное кладбище по дороге из Севастополя в Ялту. В феврале 1945 г. памятник посетил сэр Уинстон Черчилль. Говорили, что среди погибших при Балаклаве кавалеристов был и сын герцога Мальборо – предка британского премьера. Хозяева сделали сэру Уинстону сюрприз и показали поле исторической битвы с высоты птичьего полета. Для этого премьера отвезли на вершину Сапун-горы, то есть туда, где вы стоите, читая эти строки. Если хотите окончательно почувствовать себя Черчиллем, закурите сигару.

Что касается «тонкой красной линии», то это выражение в английском языке означает неравный бой. В Балаклавском сражении солдатам шотландского полка пришлось выдержать атаку русской конницы на самом опасном участке фронта. Прикрывая брешь в обороне, шотландцы растянулись в длинную шеренгу, казавшуюся красной из-за цвета форменных курток. Эпизод попал в историю, однако есть мнение, что никакого неравного боя в тот день не было! Солдаты действительно приготовились к обороне, но командир русских кавалеристов заметил необычайно тонкий строй противника. Вообразив, что коварные англичане приготовили какую-то хитрую ловушку, офицер якобы вообще не стал посылать подчиненных в атаку.

Вернувшись в Севастополь, можете отправиться уже в саму Балаклаву. Сначала доберитесь до рынка «5-й километр» (подойдет троллейбус № 2 или любой «топик» с соответствующей табличкой). У рынка пересядьте на маршрутку № 9, которая высадит вас у набережной Назукина – главного балаклавского променада. Где-то здесь в начале ХХ в. находилась кофейня Капитанаки, за столиком которой Александр Куприн писал своих «Листригонов». Писатель регулярно приезжал в Балаклаву с 1904 г. и даже хотел построить здесь дачу — помешала революция. В мае 2009 г. на набережной открыли памятник Куприну. Вдоль длинной вереницы белых яхт пройдите в дальний конец набережной. За рыбным рестораном «Избушка рыбака» вы увидите лестницу, ведущую к [1] генуэзской крепости Чембало. До наших дней уцелело несколько башен XIV в., вот только самая крупная, увы, частично обвалилась после сильного ливня в 2008 г.


Набережная Назукина

От крепости открывается вид на бухту и окрестные черноморские воды вплоть до мыса Айя (он по левую руку от вас, если стоять лицом к морю). Двести лет назад у входа в балаклавскую гавань была одержана самая неожиданная победа Черноморского флота. Два корабля под командованием капитана Кингсбергена крейсировали у крымских берегов в поисках турецкого флота. Неожиданно маленький отряд столкнулся с вражеской эскадрой из трех хорошо вооруженных судов. Несмотря на пятикратное превосходство турок в артиллерии, Кингсберген решил дать бой. Выбора, в общемто, и не было: его корабли были слишком тихоходны для отступления. После шестичасовой пальбы турки обратились в бегство. Капитан вновь пожалел о низкой скорости своих судов – теперь она мешала догнать противника.


Генуэзская крепость Чембало

Когда в Крымскую войну англичане явились в Балаклаву, они рассчитывали, что уж здесь-то у них и вовсе не будет проблем с расквартированием. Неожиданно передовой отряд попал под плотный ружейный огонь. Стреляли солдаты Балаклавского греческого батальона, засевшие в развалинах Чембало. Во времена «покорения Крыма» многие греки воевали в русской армии. Разбив турок, Екатерина II поселила часть греков в Балаклаве, приказав сформировать из них особую часть для охраны бухты от вторжения «супостатов». Более полувека батальон ждал своего часа и, право слово, в нужный момент честно исполнил долг. Наполеон III назвал греков «молодцами», да и все остальные союзники были того же мнения.

[2] Обосновавшись в городке, англичане построили хорошо оборудованный порт для приема транспортных судов из Европы. Мало кто знает, что именно на берегу Балаклавской бухты была построена первая в Крыму железная дорога. Паровозов и вокзала на ней не было: вагонетки, груженные военным скарбом, волокли по рельсам лошади или люди. Рельсы тянулись вдоль западной стороны бухты (это дальний от вас берег) и уходили в сторону Сапун-горы. Несмотря на хитроумное изобретение, разгружать суда не успевали. Вскоре у входа в бухту выстроилась очередь кораблей, стоящих на якоре и ожидающих «приглашения». В итоге нерасторопность солдат-грузчиков обернулась трагедией.

На юго-западное побережье Крыма обрушился шторм, какого здесь никогда не видели. Он налетел так внезапно, что корабли, стоявшие у входа в бухту, попросту не успели уйти в открытое море. Якоря оказались бесполезны перед стихией. За считаные часы на скалах разбилось 11 судов, а всего у берегов полуострова их в тот день погибло более полусотни – русский флот за всю кампанию не смог нанести союзникам и четверти этого урона.

Среди погибших кораблей был пароход «Принц», который привез из Стамбула теплую одежду для мерзнущих англичан. С этим судном оказалась связана самая долгоживущая «военная тайна» Балаклавы. Сразу после гибели «Принца» родилась легенда о том, что он вез в Крым кругленькую сумму наличности для выплаты солдатского жалованья. Вскоре на борту давно погибшего парохода уже «появилось» золото, к началу ХХ в. его стоимость «достигла» 60 миллионов рублей, а сам корабль стал называться «Черным принцем».

Через двадцать лет после Крымской войны у входа в Балаклавскую бухту началась настоящая золотая лихорадка: мифические сокровища пытались найти все кому не лень. Больше других старались итальянцы – они привезли самое современное по тем временам оборудование и даже нашли несколько затонувших кораблей, но золота на них не было. Никто не знал, где лежит сокровище, а очевидцы знаменитого шторма были немолоды и путались в своих рассказах. Мало-помалу шумиха вокруг «Принца» утихла, но тут некий купальщик случайно нашел на дне у Балаклавы золотую монету английской чеканки. Начался новый виток старой истории.


Вид на Балаклавскую бухту

В один прекрасный день к председателю ОГПУ явился крымчанин Языков, назвавшийся инженером и посуливший Советскому государству 400 тысяч фунтов золотом! Было это еще при Ленине. На вопрос товарища Дзержинского, откуда взялось такое богатство, гость рассказал, что двадцать лет занимается историей «Черного принца» и точно знает, что его золотой груз – не выдумка. «Железный Феликс» стремительно принял решение: уже весной в составе «органов» была создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), а на одном из московских заводов началось строительство секретного подводного аппарата.

Все лето в Балаклаве кипела работа, единственным результатом стал опыт, позволивший ЭПРОНу выйти в мировые лидеры водолазных работ. Что касается «Принца», то уже осенью у самого берега были обнаружены останки большого железного парохода, полностью заваленные обломками скал. Эпроновское начальство решило, что это и есть «золотой корабль», однако продолжать поиски отказалось. Находку отдали в концессию японцам, те долго копались в обломках, но нашли только несколько монет.

Крепость Чембало, возле которой вы стоите, использовалась по назначению даже в дни Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 г. Балаклава была крайней южной точкой советско-германского сухопутного фронта. Городок был взят немцами после восьмимесячных боев, причем последние защитники Балаклавы вели огонь из развалин Чембало. Летом 1942 г. сюда приезжал Эрих фон Манштейн. Эта поездка едва не стала для командующего последней. Катер, на котором он возвращался в Ялту, попал под огонь двух советских истребителей. Летчики применили любимую тактику своих противников из люфтваффе: приближаясь со стороны солнца, они были невидимы для экипажа катера. Пилоты не знали о пассажирах суденышка и не стали долго возиться с «мелкой» целью. Манштейн уцелел и спустя годы поведал эту историю в своих мемуарах. Книга была издана в Союзе и попалась на глаза одному из участников налета на генеральский катер! Говорят, ветеран со слезами на глазах корил себя за то, что не сделал лишний заход...

[3] Вернувшись на набережную, можете отправиться в военно-морской центр, более известный как «база подводных лодок».


Подземная база подводных лодок в Балаклаве

Кстати, в Западном Крыму Балаклава считается столицей реконструкторов военной истории. Каждую весну здесь проходит международный фестиваль «Лагерь под Балаклавой. 1854–1855 гг.». Свои палатки современные драгуны и гусары разбивают в начале мая в Золотой балке – она лежит между Балаклавой и Ялтинским шоссе (дорога М18). А на окраине самого поселка год назад построили целый полигон для «потешных баталий». Местный исторический клуб выпросил у Севастопольского лесоохотничьего хозяйства высотку, которую во время Крымской войны защищал английский редут. Реконструкторы вырыли здесь окопы и построили блиндажи по правилам Второй мировой войны. Самым большим сражением отмечают День Победы – для балаклавцев это еще и годовщина освобождения от гитлеровцев.

[4] Военно-исторический плац-театр можно найти на въезде в Балаклаву со стороны Севастополя. Это легко: попросите водителя маршрутки № 9 высадить вас возле завода керамики «Скифос» ( ул. Новикова, 51д), потом перейдите через улицу и поднимитесь на пригорок.