Кино-Крым

Больше века назад, в 1911 году, на экраны вышел первый российский фильм полнометражного формата «Оборона Севастополя». Это стало удачным началом проведения съемок в Крыму. В советские времена Крымский полуостров, богатый редким разнообразием природных декораций, пожалуй, наиболее часто становился съемочной площадкой для фильмов, чем любое другое место в СССР. Фантазия режиссеров превращала Крым в саванны и в берега океанов, в ледники и джунгли, в недоступные планеты и придуманные миры.

Кинематографические съемки охватили почти весь Крым. Территории вокруг Феодосии и около горы Ак-Кая рядом с Белогорском - это американские прерии в фильмах «Вождь краснокожих», «Человек с бульвара Капуцинов», «Всадник без головы», а возле Коктебеля - кастильская Ла-Манча из «Дон Кихота». Новый свет и феодосийская Тихая бухта прекрасно справились с ролью океанского острова в «Пиратах ХХ века», а взгорья Коктебеля и карьеры Старого Крыма воссоздали душный Афганистан «9 роты». Горы Судака стали иерусалимской Голгофой в «Мастере и Маргарите».

Добавив к пейзажам восточного Крыма кипенно-белый пенопласт, сняли «Начальника Чукотки», а в Лисьей бухте, уже используя компьютерную графику, – фильм-притчу «Новая земля»: в обоих случаях Крайний север выглядит достоверно. Путешествующие вокруг света из фильмов «Пятнадцатилетний капитан», «Сердца трех», «Приключения королевского стрелка Шарпа», «Дети капитана Гранта» странствуют и попадают в захватывающие авантюры именно на полуострове.

Наверное, не стали бы такими потрясающими фильмы-сказки «Варвара-краса, длинная коса», «Финист – Ясный Сокол», «Кащей Бессмертный», если бы не любовь режиссера Александра Роу к Крыму, к склонам Ай-Петри, к скалам массандровской Никитской расселины… Его легендарный талант и крымские пейзажи сделали сказки незабываемой детской классикой.

Крым оказался притягателен и для жанра кинофантастики. Посмотрев фильмы «Солярис», «Через тернии к звездам», «Подземелье ведьм», «Туманность Андромеды», «Трудно быть богом», «Лиловый шар», сложно поверить, что в них «сыграли» ландшафты земного происхождения. Кстати, Саракш, планета из «Обитаемого острова» Федора Бондарчука, - это тоже Крым.

Интересно и подробно о фильмах, рожденных на этом черноморском полуострове, рассказано на сайте crif.in.ua и в соответствующем разделе сайта www.krimoved.com.

Хотелось бы коротко остановиться на некоторых моментах из четырех фильмов, которые каждый из нас смотрел не один раз и которые, как говорится, разобраны на цитаты.

«Кавказская пленница», фильм 1966 года, режиссера Леонида Гайдая сделал жителей города Алушты и села Лучистого, где он снимался, бескорыстными гидами у подножия горы Демерджи, готовыми красноречиво рассказывать, где и что делали Демьяненко, Варлей и известная всем троица в ходе съемок. Народные экскурсоводы с удовольствием покажут шестисотлетнюю орешину, с которой Балбес азартно кидался ее незрелыми плодами, рядом покажут камень с приставленной лесенкой, на котором якобы пела и танцевала Нина, хотя, если быть педантичными, то следует заметить, что в 66 году героиня Варлей «зажигала» на другом камне, в 100 метрах севернее "ореха Никулина", из-за колючих зарослей к нему сейчас трудно добраться.


"Орех Никулина"

«Спортлото-82», фильм 1982 года, Леонид Гайдай полностью снял в Крыму. Приезжали герои на вокзал Феодосии и на феодосийском же центральном рынке проходила торговля апельсинами «по три штучки в кучке». Биостанция в поселке Курортном у Карадага стала туристической базой «Орлиный приют». В кадры фильма попали и Ай-Петри, и Демерджи, и Никитская расселина, а также уже знакомые по «Кавказской пленнице» «орех Никулина» и «лжекамень Варлей». Заповедные места Нового Света на мысе Капчик приняли автотуристов с палатками. Интересно, что Степан, пробирающийся по сценарию в этот палаточный лагерь, ныряет у мыса Плака, где виден Аю-Даг, а выныривает у Капчика - и это кинофокус, ведь фактически мысы разделяет расстояние в 60 км.

«Три плюс два», фильм 1963 года Генриха Аганесяна о том, как «любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь», первый фильм о курортном романе. Бухта в Новом Свете – это фон, на котором по сценарию (кстати, сценарий написан Сергеем Михалковым) протекает основная часть сюжета. Гора Сокол слышала клятву мужской тройки: «… не бриться, не пить, не курить и остаться дикарями». Героев фильма принимал ресторан на набережной Судака. Концовка прогулки за хлебом из поселка Новый Свет в Судак была снята на самом деле не в Судаке, а на алуштинском автовокзале, до которого фактически семь часов ходу, опять кинофокус.

«Пираты ХХ века» фильм 1979 года, режиссера Бориса Дурова считается советским боевиком, снятым под номером один. Несмотря на то, что был сильно раскритикован, он является самым кассовым по посещаемости фильмом российского и советского проката. Ступая по пиратскому острову, моряки советского корабля «Нежин» ходили на самом деле по Карадагу у хребта Карагач. Голубая бухта поселка Новый Свет приняла пиратский корабль, здесь же рядом, на мысе Капчик, снимали пиратский дозор, а вот скала со сквозным гротом расположена в западной части полуострова: на мысе Тарханкут у поселка Оленевка. Коктебельская Тихая бухта на время съемок была превращена в поселение туземцев. Города Гурзуф и Севастополь также принимали для работы съемочную группу.