Прогулка по кинематографической Ялте

Отель «Ореанда» – Шхуна одного Сильвера – Мол и маяк – Отель «Таврида» – Фуникулер – «Ласточкино гнездо» и санаторий «Украина» – Никитская расселина

Этот город впервые попал на киноэкран аж в 1908 г.: один из фильмов Александра Ханжонкова так и назывался – «Панорама Ялты». Первый русский кинопродюсер сразу понял, какие возможности для съемок открывают пейзажи Крыма и его солнечный климат. В 1917 г. Ханжонков основал в Ялте известную киностудию, благополучно пережившую все исторические бури (интересующиеся могут заглянуть на сайт: www.yaltafilm.com).

Среди советских киностудий ялтинская занимала особое место: она превращала крымскую действительность в ту или иную заграницу, в зависимости от пожеланий съемочной группы. А таких накануне распада СССР в Ялту наезжало до сорока в год! Георгий Милляр, известный ролью Бабы-яги в советских киносказках, говаривал по этому поводу: «Ялта – киношный город, временно оккупированный курортниками».

Многие возможности ялтинской студии были попросту уникальны. Здесь действовал единственный в Союзе павильон для подводных съемок. Огромный бассейн использовался для имитации невесомости в фантастических лентах, например «Через тернии к звездам». Кстати, сценарий этого фильма писатель Кир Булычев и режиссер Ричард Викторов тоже писали в Ялте.

Главным центром притяжения кино-жизни в Ялте служит набережная. Первый советский фильм, в котором она предстает во всей красе, – это, пожалуй, комедия «Мы с вами где-то встречались» с Аркадием Райкиным (1954 г.). Вы уже вспомнили, что по Набке прогуливались герои «Дамы с собачкой» – не только рассказа, но и фильма Иосифа Хейфеца, вышедшего в 1960 г. и ставшего дебютом Ии Саввиной. Кстати, [4] (см. карту к маршруту «Ялтинские следы доктора Чехова») бронзовая Дама с собачкой, стоящая на набережной, очень похожа на молодую Ию Сергеевну. Мужская фигура по соседству с дамой до сих пор вызывает споры: то ли это Дмитрий Гуров, то ли сам писатель Чехов. Кстати, на церемонию открытия памятника пять лет назад приезжал Василий Лановой. Он и сам когда-то снимался в Ялте в «Алых парусах» – фильме, сделавшем его знаменитым. Еще один ялтинский кинодебютант – это режиссер Никита Михалков, в 1967 г. снявший здесь свою дипломную ленту «А я уезжаю домой». Кстати, сценарий для нее написал актер Евгений Стеблов.


Дама с собачкой

Встаньте в центре набережной и оглянитесь вокруг – кино-достопримечательностей пруд пруди! На Поликуровском холме виднеется звонница храма Иоанна Златоуста. По соседству с церковью находится мемориальное кладбище, на котором похоронен Александр Ханжонков. Холм собираются застраивать, поэтому судьбу мемориала не берутся предугадать даже искушенные ялтинские старожилы.

В гавани хорошо виден мол с белым маяком. На конце этой искусственной косы просыпается Степа Лиходеев (А. Панкратов-Черный) в телефильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Почти напротив древнегреческой галеры ресторана «Золотое руно», на берегу речки Учан-Су, стоит белое здание [1] (см. карту к маршруту «Ялтинские следы доктора Чехова» на с. 121) отеля «Ореанда» (Набережная, 35/2). На первом этаже того крыла гостиницы, которое обращено к морю, работает Кинодворец. В обычные дни это просто приличный кинотеатр, а во время последнего Ялтинского кинофестиваля в 2008 г. здесь шли конкурсные показы лент российских и украинских режиссеров.


Ялтинский мол и маяк

Церемония открытия фестиваля проходила на набережной у «Ореанды». Перечислить всех именитых гостей фестиваля просто невозможно, а его лауреатами только в 2007–2008 гг. были Павел Чухрай, Станислав Говорухин, Кира Муратова и Ада Роговцева.

[8] (См. карту к маршруту «Ялтинские следы доктора Чехова»). Один из баров гостиницы разместился на двухмачтовой шхуне «Испаньола», которая стоит на набережной напротив «Ореанды». Это не бутафория, а самый настоящий корабль, к тому же имеющий прямое отношение к «важнейшему из искусств». Суденышко построили в начале 50-х в Херсоне. Под названием «Ворошилов» оно долгое время служило местному винзаводу, пока не попалось на глаза снабженцам Ялтинской киностудии. В то время в Крыму как раз начались съемки фильма «Остров сокровищ» – это не тот телесериал, в котором Джона Сильвера играл Олег Борисов, а более ранняя картина с Борисом Андреевым. Шхуну выкупили у виноделов и быстро подготовили к съемкам, но тут вмешался советский Морской регистр – самый строгий регистр в мире.


Шхуна «Испаньола»

Узнав, что под видом реквизита студия заполучила настоящее судно, чиновники потребовали установить на «Испаньоле» массу дорогих приспособлений. Все они были очень полезны для безопасности мореплавания, но абсолютно не нужны в кино. Бюджет и сроки съемок «Острова» полетели под откос, и фильм удалось доснять с большим трудом. В дальнейшем шхуна участвовала в картине Станислава Говорухина о приключениях Робинзона Крузо – для этого корабль совершил нешуточный переход из Ялты к берегам Кавказа.

Между тем безжалостный регистр не унимался. Последней каплей стало требование полностью обшить деревянный корпус «Испаньолы» листовым железом «на случай пожара». От греха подальше киношники продали корабль местному «Интуристу». Тот не хотел связываться с регистром, поэтому шхуну вырвали из родной стихии и поставили на берегу. Уже после превращения в бар «Испаньола» засветилась в картине «Возвращение резидента».

Гостиницу «Ореанда» тоже не обошли своим вниманием киношники. На набережной перед отелем красавица Рита в исполнении Анны Самохиной знакомилась с героем Валентина Гафта в фильме «Воры в законе». А мафиози Крымов со своей подругой жил в «Ореанде». Историю о любви и смерти на фоне заснеженных пальм зимней Ялты снял режиссер Сергей Соловьев, а название ленты вы уже вспомнили. Это «Асса» – один из главных крымских фильмов и единственный, в котором столица Южного берега показана холодной и опустевшей (только не вспоминайте «Мертвый сезон», его делали в Эстонии).

«Ассовцы» появились в Ялте в декабре 1986 г. Интересно, что Сергей Соловьев не хотел снимать крымский снег и решение принял Станислав Говорухин, игравший Крымова. Итак, злодей и его подруга живут в престижной интуристовской «Ореанде», в люксе № 210. Их номер расположен на последнем этаже корпуса на набережной: герои постоянно любуются морем с балкона. С него хорошо видны бушприт и мачты «Испаньолы». Виден и порт, куда Крымов прибывает на теплоходе «Грузия» после штормовой ночи. Кстати, в боевике «Пираты ХХ века» причалы ялтинского порта появляются в сцене погрузки опиума на «Нежин». Но вернемся к «Ореанде». Через двадцать лет после съемок «Ассы» С. Соловьев вновь появился в отеле, чтобы сделать продолжение культового кино. Из старой актерской команды в проекте участвуют Татьяна Друбич и «майор» Александр Баширов.


Гостиница «Ореанда»

Ресторан с колоннадой, в котором играет группа Бананана и происходит дебош с участием самозваного «летчика», находился в гостинице «Россия» ( ул. Набережная, 13). От «Ореанды» пройдите пару сотен метров в сторону Морского вокзала. Увы, в 90-х отель пришел в упадок, а несколько лет назад подвергся реконструкции и открылся под названием «Таврида». Рядом с «Россией-Тавридой» находится нижняя станция [9] (см. карту к маршруту «Ялтинские следы доктора Чехова») ялтинского фуникулера – его называют Малой канатной дорогой, чтобы отличить от большой «канатки» на Ай-Петри.

Идете в сторону Морского вокзала, проходите поворот на улицу Кирова и на следующем перекрестке поворачиваете налево. Фуникулер прямо по курсу. В фильме Алика и Бананан плывут над крышами зимней Ялты под звуки песни «Город золотой», напетой БГ. Старых кабинок из «Ассы» вы уже не увидите, но за 200 рублей по-прежнему сможете совершить 12-минутное путешествие на холм Дарсан. Маковки и колокольня, которые ухватил объектив оператора «Ассы», принадлежат собору Святого Александра Невского ( ул. Садовая, 2). Кроме него, вы еще сможете увидеть немало колоритных ялтинских домиков-развалюх. Увы, хату Бананана снимали не здесь, а в частном доме на Поликуровском холме над Морским вокзалом (бог ведает, сохранилась ли эта хибара).


Кадр из фильма "Асса"

По ходу картины герои «Ассы» совершают два чудесных перемещения в пространстве. Сначала Крымов и Бананан садятся в Ялте на симферопольский троллейбус, чтобы оказаться... на московском ипподроме. В финале Виктор Цой ухитряется спеть «Мы ждем перемен» сразу в двух городах: первый куплет звучит в ресторане ялтинской «России», а припев – уже в Зеленом театре московского Нескучного сада, перед многотысячной толпой фанатов!

Еще одно место, запечатленное в фильме Сергея Соловьева, – санаторий «Украина» в поселке Гаспра-3 (бывший Мисхор). Его вы сможете увидеть, отправившись из Ялты на катере к «Ласточкиному гнезду». Кстати, герои картины тоже совершают морскую прогулку, во время которой исполняется песня про Старика Козлодоева и топится несчастный лилипут Альберт. Вот только плывет крымовская компания не на запад, а на восток от Ялты – то есть в сторону Гурзуфа.

От ялтинской набережной до «Ласточкиного гнезда» катер идет 25 минут. Примерно через четверть часа после отхода начинайте смотреть на берег. Роскошный белый дворец с лестницей и портиком – это и есть санаторий «Украина». Там принимал водные процедуры и нежился в бассейне «папик» Крымов, а его бритоголовый подручный Аркадий смачно пил кефир под объективом гэбистской камеры.


Санаторий «Украина»

«Ласточкино гнездо» попало в детектив «Десять негритят». В этом фильме Станислав Говорухин выступил в более привычном качестве режиссера. Замок он ухитрился снять так, что он ни разу не попадает в кадр полностью. Зато знаменитая лестница из 900 ступеней видна часто и хорошо.

У подножия мыса Ай-Тодор, на краю которого стоит открыточный замок, в «Человеке-амфибии» находился подводный вход в грот Ихтиандра. Впрочем, «дом Человека-амфибии» в Крыму показывают везде, где есть море и высокие скалы.

Восточные окрестности Ялты привлекают киношников богатством природы и винных подвалов: как утверждает местная молва, звезды любят отмечать окончание съемок в дегустационных залах Массандры и Магарача. В Массандровском дворце вина не держат – разве что привозят для особых случаев, вроде церемонии закрытия Ялтинского кинофестиваля в 2008 г. Впрочем, в Массандре деятели кино не только развлекаются, но иногда еще и работают. К примеру, в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко дворцовый парк побыл и резиденцией Понтия Пилата, и Гефсиманским садом.

От Массандры рукой подать до Никитской расселины. Найти это чудо природы несложно. Для начала нужно добраться до поселка Никита (10 минут, подойдет любой транспорт восточного направления, включая алуштинский троллейбус). На въезде в Никиту нужно выйти на остановке «Школа» и найти на противоположной стороне дороги съезд на грунтовку. Она-то и выведет вас к каменным нагромождениям расселины (около 300 м в гору). 70 с лишком лет назад она изображала Анды в фильме Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта». Именно здесь Паганель в исполнении Николая Черкасова пел знаменитые куплеты «Жил отважный капитан...».


Никитская расселина в фильме «Дети капитана Гранта»

Преданным почитателем расселины долгие годы был сказочник Александр Роу. За это время он успел населить ее множеством фантастических героев. Последний фильм Роу – «Финист Ясный Сокол» – был снят в Крыму уже после смерти мастера. Натурой послужили все та же Никитская расселина и «Поляна сказок». Наконец, у Леонида Гайдая в Никитской расселине располагался альпинистский лагерь «спортсменки, комсомолки и красавицы» Нины.

В Никитском ботаническом саду тоже снято несколько культовых фильмов, но их мы коснемся на следующей прогулке.