Вслед за Пушкиным по Чертовой лестнице

Олива – Старое Ялтинское шоссе – Перевал Шайтан-Мердвен – Байдарские ворота

Взбираться по лестнице – не самое интересное занятие, если это не знаменитая Шайтан-Мердвен. Так крымские татары окрестили тропу среди скал, ведущую с Южного берега на плато (яйлу) Крымских гор. Перед тем как инженерная мысль додумалась до строительства шоссе, обитатели полуострова пользовались дорогами, созданными самой природой. Самая удобная из них – Шайтан-Мердвен, или Чертова лестница.

Длина Лесенки (так ее ласково называют в крымско-туристских кругах) всего 250 м, однако сил на эти метры уйдет много. Зато сможете хвастать, что прошли по следам римских легионеров и Пушкина. К тому же экскурсии сюда почти не возят – сей факт даст вам право утверждать, что вы покорили по крайней мере одну нехоженую крымскую тропу. Поскольку на Шайтан-Мердвен нет туристов, то нет и туристической торговли – воду и бутерброды надо брать с собой.


Здесь начинается Лесенка

Добраться к подножию Лесенки можно как из Севастополя, так и из Ялты. Ближе всего к началу тропы находятся поселки Олива (1 км к югу) и Береговое (бывший Кастрополь, 3 км к юго-востоку). Автобусы, курсирующие между Севастополем и Ялтой, могут высадить вас в обоих селениях. В Береговом остановки называются Верхний и Нижний Кастрополь. Первый находится ближе к Лесенке. В летние месяцы у обеих остановок часто дежурят частники. Они доставляют желающих в приморскую часть поселка, но и вас легко отвезут к началу тропы.


Шайтан-Мердвен

Из Оливы путь к Шайтан-Мердвен еще проще. Попросите водителя автобуса высадить вас на остановке в центре поселка (она так и называется – «Олива»). На противоположной стороне шоссе обнаружится лестница. Поднимайтесь по ней на северную окраину села. Выйдя на последнюю улицу, попросите первого встречного аборигена указать вам дорогу на старое Ялтинское шоссе. Грунтовая дорожка идет через лес, путь занимает около получаса. Старое шоссе появилось еще в середине позапрошлого века и проходит у самого подножия скального обрыва горной гряды. Передохните и ступайте по шоссе вправо. Минут через пятнадцать вы увидите слева симпатичные воротца из грубо зачищенных сосновых бревешек с надписью «Чертова лестница». Вы у цели. Прямо над головой висит вершина горы Мердвен-Каясы, на плечо которой и взбирается Лесенка.

Неподалеку от ворот, на обочине шоссе, можно увидеть памятник партизанам Великой Отечественной войны. Они очень любили спускаться по тропе из своих горных убежищ и устраивать засады на Ялтинской дороге.

Тропа отмечена маркерами, да вы и так не заблудитесь. Путь среди обломков скал за тысячи лет нахожен до того, что некоторые камни отполированы почти до зеркального блеска (кстати, будьте осторожны). В некоторых местах в последние годы поставили деревянные лавочки – они будут более чем кстати.

Говорят, что за последние две тысячи лет на полуострове произошло около сотни землетрясений. Одно из них поколебало Крымские горы так удачно, что рухнувшие скалы сами собой сложились в гигантское подобие лестницы со ступенями-уступами. Потом древние тавры слегка подправили творение природы: где-то убрали лишние камни, где-то сложили подпорные стенки.

В начале нашей эры в Крым пришли римляне, подходившие к дорожному строительству очень ответственно. Власть римских цезарей зависела от того, насколько быстро их легионы добирались в нужное место. В Крыму таким местом была крепость Харакс, которая находилась на мысе Ай-Тодор – там теперь «Ласточкино гнездо». От туземцев можно было ожидать всякого, так что пара когорт легионеров была готова в любой момент выступить из Херсонеса на выручку гарнизона крепости. Сначала их путь лежал к Байдарским воротам, потом по хорошей дороге вдоль кромки горного плато, а дальше – вниз по Чертовой лестнице. При римлянах она была в таком блестящем состоянии, что здесь даже ездили повозки! Если внимательно смотреть под ноги, то можно до сих пор различить на каменных плитах следы древних колес.

После падения Римской империи следить за дорогами стало некому. Уже при византийских императорах Крым вновь тряхнуло, да так, что подземные толчки продолжались сорок дней. После этого катаклизма Лесенка превратилась в то, что мы видим сейчас. Теперь здесь можно было подниматься только пешком. Первым европейцем, одолевшим чертовы ступеньки, был немец Паллас, изучавший Крым по заданию Екатерины II. Через тридцать лет после него здесь карабкался Александр Сергеевич Пушкин в компании семьи Раевских. Трехнедельный отпуск в Гурзуфе так расслабил всю компанию, что путешественникам пришлось держаться за хвосты своих лошадей. «Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом», – написал потом Пушкин брату. На Лесенке поэт не забывал смотреть по сторонам и, сам того не подозревая, ухитрился сделать научное открытие. Он первым заметил в Крымских горах реликтовую березу – дерево, сохранившееся здесь со времен ледникового периода.

Другой Александр Сергеевич, по фамилии Грибоедов, здесь не поднимался, а наоборот, спускался. Он торопился в Керчь, а оттуда – на Кавказ, где его ожидала дипломатическая служба. После Грибоедова услугами Лесенки пользовались цесаревич Александр Николаевич – будущий Александр II – и его наставник, поэт Василий Жуковский. Они были последними туристами, для которых Шайтан-Мердвен была просто дорогой. Через несколько лет губернатор Воронцов построил хорошее шоссе через Байдарские ворота, и путешественники стали ездить на Лесенку исключительно из любопытства.

От самой Ялтинской дороги до перевала тропу окружает живописный лес. Здесь много причудливых старых деревьев. На полпути вам попадется Лесное Ухо – большое дупло, облепленное наростами. В него нужно обязательно нашептать заветные желания: говорят, сбудутся. Самое старое и большое дерево, изломанное бурями и молниями, называют Хозяином Лесенки. О приближении перевала вам скажет сама тропа. Она станет более пологой и широкой, а камни вокруг почти исчезнут.


Лесное Ухо

С гребня Крымских гор Пушкин в последний раз взглянул на Южный берег. Теперь этой панорамой можете полюбоваться вы. С перевала берут начало три дорожки. Первая уходит вправо, к горе Исар-Кая. На ее вершине, нависшей над обрывом, когда-то стоял римский форт, защищавший дорогу. Туда можно дойти минут за 20, но вряд ли от этого будет толк: остатки крепости может разглядеть разве что профессиональный археолог.

Прямо на север уходит тропа на село Родниковое. Самая широкая и удобная дорога, построенная еще римлянами, ведет на запад вдоль обрыва. По ней можно выйти к смотровой площадке на Байдарских воротах (около 5,5 км), где всегда можно найти такси. По крайней мере, до автостанции в Форосе вас точно довезут.

Первый автобус в сторону Берегового и Оливы отправляется с ялтинского автовокзала уже в 6.50 утра (из Севастополя – в 6.20). Если вы осилите ранний подъем, то сможете подняться на перевал Шайтан-Мердвен уже к полудню. Путь до Байдарских ворот по римской дороге вряд ли отнимет у вас больше трех часов. Добавьте к этому возвращение в Ялту или Севастополь – и вы поймете, что после такого похода сон будет крепким.